Лайфхак наоборот: что не надо делать, чтобы не остаться без квартиры
Мать и двое детей лишились жилья в Новосибирске, не уплатив вовремя самую малость банку, в котором взяли кредит
В августе 2010 года Виктория Григорьева взяла кредит в АО «КБ ДельтаКредит» — 1 млн 219 тыс. рублей. В залог предоставила собственную квартиру. И не оплатила в положенные сроки страховой взнос — около трех тысяч рублей. Казалось бы, сумма небольшая, но любой долг перед банком дает тому право в судебном порядке взыскать с заемщика не только образовавшуюся задолженность, но и заложенное имущество. И банк ожидаемо подал в суд.
Причем, ждал оплаты банк долго: до 2015 года. Григорьевой отправляли соответствующие напоминания, уведомления из банка. Отправлял повестки и суд. Должница в свою очередь утверждает, их не получала.
— После аварии мне пришлось работать в другом городе, — объяснила Виктория «Прецеденту», — один ребенок жил у моих родителей, а второго даже пришлось отдать в интернат. И мы три года не жили в этой квартире. Уведомления и повестки в суд нам не приносили. Я ведь договорилась с соседкой, что та будет забирать всю почту. И когда бывала дома, забирала у нее всю корреспонденцию. Сейчас надеемся только на чудо.
19 ноября 2015 года суд, так и не дождавшись никакой внятной реакции от Виктории Григорьевой, вынес заочное решение в пользу АО «КБ ДельтаКредит». Банк запросил взыскать с ответчика задолженность по кредитному договору 781 тысячу 957 рублей 60 копеек. Понимая, что таких денег у женщины нет, взыскание кредитная организация обратила на квартиру, оценив ее для продажи на публичных торгах в 1 млн 963 тыс 655 рублей 20 копеек.
Причем, суд, со слов истца, установил: помимо неуплаты страховых взносов, Григорьева нарушила и график ежемесячных выплат при погашении кредита. Особо в судебном решении отмечено: «Ответчик не представил доказательств надлежащего исполнения обязательства по возврату кредита. Иных возражений против иска».
Узнав о том, что квартиру вот-вот отберут, Григорьева тут же бросилась искать адвоката. Позвонила, по практически первому попавшемуся номеру в интернете и ей сразу же пообещали, что она может не беспокоиться: мол, подадим апелляцию, и все будет в порядке. Увы, тот адвокат просрочил все мыслимые сроки для оспаривания судебного решения. И отстоять жилье стало уже намного труднее.
Отчаявшись, женщина обратилась к другому адвокату Алексею Бойкову. Он в деле разобрался более тщательно и выяснил, что суд, обосновывая свое решение, сослался на то, будто ответчица не исполняет своих обязательств по кредитному договору в части внесения ежемесячных платежей.
— При этом суд не указал размер задолженности, — пояснил «Прецеденту» адвокат Бойков. — Не смог подтвердить факта такой задолженности и банк. Ведь ее-то и не было, ежемесячные платежи Григорьева вносила исправно. Она просто не исполнила свои обязательства по внесению очередного страхового взноса по договору страхования заложенного имущества. Так что, имеет место явная судебная ошибка.
Тем временем банк подал иск в Ленинский районный суд Новосибирска, чтобы и Викторию, и двух ее детей признали не имеющими права проживать в квартире. И 28 декабря 2018 года суд этот иск удовлетворил.
— Квартиру Виктории Григорьевой банк уже продал, — подводит итог этой истории адвокат Бойков. — Писал от ее имени о судебной ошибке в районную, областную прокуратуру. Отправлял ходатайство в генеральную прокуратуру. Ничего не помогло. Везде ссылаются на то, что предусмотренным законом правом обжаловать решение суда женщина не воспользовалась в установленные законом сроки.
Что может помочь Виктории Григорьевой в сложившейся ситуации, адвокат Бойков не знает. Сейчас право на ее квартиру принадлежит совсем другому человеку. И тот уже выиграл суд о ее выселении. Григорьева обжаловала это решение, но, по словам адвоката, надежда на то, что суд удовлетворит ее требования, — откровенно призрачные.